• +7 (47364) 2-06-10
Нововоронеж, Комсомольская ул, 1а

Аннотация к рабочим программам дисциплин

 

   
   

 

1. Аннотации  дополнительных общеразвивающих  программ художественной направленности

Программы данной направленности проектируются для детей всех возрастных категорий. Ориентированы на развитие общей и эстетической культуры, художественных способностей в избранных видах искусства. Все программы носят креативный характер, предусматривают возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, выявление и поддержку талантливых детей.

 

Аннотация к общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программе «Тестопластика».

 Базовый уровень. 1й год обучения.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция. Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой  деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей.

Актуальность. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует

формированию художественно-эстетического вкуса.

Цель программы: формирование эстетического воображения и  художественного вкуса, развитие творческого потенциала обучающихся посредством декоративно- прикладной деятельности.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вокальной студии «Квинта». Базовый уровень. 1й год обучения.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Квинта» основывается на методе эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение как самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности.

Программа имеет художественную направленность на развитие музыкальной культуры ребенка, на воспитание средствами музыки, оказывающие воздействие на формирование творческой личности ребенка.

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности.

Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала для самореализации и адаптации личности в социокультурной среде.

Учебная составляющая программы рассчитана на 1 год, что не исключает ее продления, а так же дальнейшего участия ребенка в творческой деятельности коллектива.

Базовый курс (1-й год обучения) -72 часа. Программа рассчитана на детей 5-7 лет.

   Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вокальной студии «Квинта». Базовый  уровень. 2й год обучения.

Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции.

Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.

Программа имеет художественную направленность на развитие музыкальной культуры ребенка, на воспитание средствами музыки, оказывающими воздействие на формирование творческой личности ребенка.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала для самореализации и адаптации личности в социокультурной среде.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучить правильному певческому дыханию;

- обеспечить систему опорных знаний, умений и навыков вокальной деятельности;

- сформировать интерес и любовь к пению, вокальному исполнительству;

- привить навыки сценического поведения.

Воспитательные:

- воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

- воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования;

- приобщение к «золотому фонду» народной, классической и современной вокальной музыки;

- воспитание чувства патриотизма, через приобщение к национальной культуре;

Развивающие:

- развитие музыкальных способностей и потребности обучающихся в ансамблевом и сольном пении;

- развитие навыков эмоционального, выразительно пения;

Возрастные особенности ДОП

Программа составлена для учащихся в возрасте от 7 до 9 лет

Курс рассчитан на 144 часа ( 2 раза в неделю по 2 занятия)

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вокальной студии «Квинта». Базовый  уровень. 3й год обучения.

 Цель программы: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей, выявление художественно-одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их музыкально - эстетического образования и творческого развития.

Задачи программы: -формирование устойчивого интереса к пению; обучение выразительному пению; обучение певческим навыкам; развитие слуха и голоса детей; формирование голосового аппарата; развитие музыкальных способностей. Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов личности ребёнка; выявление художественно одарённых детей, обеспечение соответствующих условий для их  творческого развития. Ожидаемые результаты: в ходе реализации программы дети научатся определять по слуху жанр и характер музыкальных произведений. Получат навыки мысленного анализа и запоминания мелодии. Научатся исполнять сольные песни и в ансамбле. Научатся красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, работать с микрофоном под минусовую фонограмму. У детей будет сформирован художественный вкус, воспитаны духовно-нравственные качества.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Программа рассчитана на 144 часа  : 2 раза в неделю по 2 занятия.

 Возрастная категория обучающихся 7-9 лет;

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вокальной студии «Квинта». Базовый  уровень. 3й год обучения. Рассчитана на детей 9-13 лет.

 Цель программы: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей, выявление художественно-одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их музыкально - эстетического образования и творческого развития.

Задачи программы: -формирование устойчивого интереса к пению; обучение выразительному пению; обучение певческим навыкам; развитие слуха и голоса детей; формирование голосового аппарата; развитие музыкальных способностей. Реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов личности ребёнка; выявление художественно одарённых детей, обеспечение соответствующих условий для их  творческого развития. Ожидаемые результаты: в ходе реализации программы дети научатся определять по слуху жанр и характер музыкальных произведений. Получат навыки мысленного анализа и запоминания мелодии. Научатся исполнять сольные песни и в ансамбле. Научатся красиво и артистично держаться и двигаться на сцене, работать с микрофоном под минусовую фонограмму. У детей будет сформирован художественный вкус, воспитаны духовно-нравственные качества.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Программа рассчитана на 144 часа: 2 раза в неделю по 2 занятия.

 Возрастная категория обучающихся 9-13 лет;

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вокальной студии «Квинта». Базовый  уровень. 4й год обучения. Рассчитана на подростков 14-18 лет

Данная программа направлена на совершенствование знаний, полученных в предыдущие годы обучения  в вокальной студии «Квинта»: развитие музыкально-эстетического вкуса,  обогащение музыкального кругозора, который основан на образцах различных вокальных жанров разных стран и эпох

Цель: Развитие личности культурной, способной к творческому самоопределению в сфере искусства

Ожидаемый результат: готовность и способность к самостоятельному культурному и профессиональному самоопределению

Программа дает возможность особо одаренным детям получить начальное музыкальное образование и серьезно профилироваться как начинающему вокалисту. Для таких детей есть возможность сделать программу для поступления в средние музыкальные заведения, а также высшие.

Программа несет в себе не только духовное развитие учащихся, а также освоение им вокальных навыков, но и планомерно оказывает влияние на физическое здоровье ребенка. Данная программа способна укрепить здоровье ребенка, так как работа над дыханием укрепляет легкие и бронхи. Артикуляционная работа развивает артикуляцию и дикцию, что является социальной необходимостью для комфортного существования в обществе.

Занятия музыкой и пением, направленные на овладение детьми вокальных навыков в сочетании с развитием общемузыкальной культуры, способствуют развитию слуха и речи - материальные основы мышления.

Данная программа представляет собой новое поколение программ дополнительного образования, включает в себя

  • разнообразные виды деятельности, что позволяет сочетать массовость и личностную ориентацию, удовлетворять индивидуальные потребности через реализацию, интегрированных по содержанию, различных направлений творческой деятельности.
  • интеграцию предметов: хореография, вокал, актёрское мастерство и музыкальная грамота.

Студия — это не только комплекс видов деятельности, интеграция содержания, но и гармоничное соединение танца, музыки и театра.

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе вокальной студии «Квинта». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения. Рассчитана на детей 3-5 лет.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Квинта» основывается на методе эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение как самый доступный для всех детей активный вид музыкальной деятельности.

Программа имеет художественную направленность на развитие музыкальной культуры ребенка, на воспитание средствами музыки, оказывающие воздействие на формирование творческой личности ребенка.

Актуальность программы заключается в обеспечении реализации социального заказа общества: ранне -эстетическое развитие детей.

Правильное пение сопровождается у ребенка ощущениями психофизиологического комфорта, что способствует формированию положительного отношения к самому процессу, а, следовательно, и к предмету в целом. Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психические функции. Таким образом, обучение пению детей является мощным средством их воспитания и развития.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала для самореализации и адаптации личности в социокультурной среде.

Учебная составляющая программы рассчитана на 1 год, что не исключает ее продления, а так же дальнейшего участия ребенка в творческой деятельности коллектива.

Ознакомительный курс (1-й год обучения) -72 часа ( 2 раза в неделю, продолжительность занятия -30 минут).  Программа предназначена детям 3-5 лет.

 

Аннотация  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  объединения прикладного творчества  «Семиделки»

 

Образовательное значение декоративно-прикладного творчества как процесса огромно, особенно для умственного и эстетического развития ребенка. Занятия расширяют его кругозор, способствуют формированию его нравственных представлений, творческого отношения  к окружающей жизни. Лепка, вырезание, рисование, склеивание и т.д. воспитывает усидчивость, развивает трудовые навыки ребенка, мышцы пальцев, ловкость рук.

Творческие способности тесно связаны с воображением, оно как бы «расширяет» действительность. В рамках этой программы обучающиеся учатся, отталкиваясь от реального, создавать свои образы, а это учит умению выразить себя, свое отношение к миру, развивает индивидуальность – очень важное для человека качество.

Декоративно-прикладное творчество -  является одним из важных способов познания окружающей действительности, это первые шаги детей в самостоятельной творческой деятельности по созданию аппликаций, панно, коллажей, витражей..

Цель: формирование эстетического воображения, художественного вкуса и раскрытие творческого потенциала  обучающихся посредством декоративно – прикладной  деятельности.

Задачи:

·  овладение детьми знаниями основ декоративно-прикладного творчества;

·  развитие творческих способностей обучающихся, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного;

·  развитие эмоциональной отзывчивости, чувства собственного достоинства.

·  воспитание общечеловеческих ценностей;

·  привлечение внимания детей к прикладному искусству, календарным праздникам.

Ожидаемый результат: удовлетворённость ребенка процессом и результатом деятельности, устойчивый интерес к продолжению занятий данным видом творчества. Занятия способствуют развитию пространственного мышления, мелкой моторики.

Программа предназначена для детей 6-10 лет.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе хореографической студии современного танца  «Конфетти». Базовый уровень. 1й год обучения.                                        Занятия по программе хореографической студии «Конфетти» помогут организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получат богатый опыт совместной деятельности, общения, научатся познавать себя и окружающий мир. Синтез средств художественной гимнастики и хореографии обеспечивает устойчивый интерес и высокую эмоциональность занятий, создает необходимый двигательный режим, формируется правильная осанка, изящество и грациозность движений, развивается физическая сила и выносливость организма. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Цель: - приобщение подрастающего поколения к искусству хореографии;

- развития у детей танцевальных, музыкально - двигательных и художественно-  творческих способностей,  художественного вкуса;

- расширение художественных интересов;

- укрепление здоровья.

Программа содержит задачи комплексного развития социализации и индивидуализации ребенка. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей) в коллективе, обеспечивает рост творческого потенциала, обогащает формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в творческой   деятельности через участие в конкурсах и фестивалях разного уровня. Программа рассчитана на детей 6-12 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. В процессе обучения ребенку предоставляется возможность перехода с одной ступени на другую по степени накопления знаний, умений, навыков.

Многопредметность (ритмика, классический танец, партерный танец, современный танец) позволяет развивать творческие способности детей более быстрыми темпами, для самовыражения ребенка. В рамках учебно-творческой группы создаются и реализуются различные творческие проекты.

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы«Музыкальный театр» (хореография). Базовый уровень.

 1й год обучения.

Программа «Музыкальный театр» (хореография) является  комплексной. Она позволяет воспитанникам получить знания и практические навыки по основам хореографии, музыке, танцу, сценическому движению. Направлена на формирование у детей актёрских, танцевальных и вокальных навыков. Изучение этих видов искусства помогает развить личностный потенциал учащихся: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явление жизни с разных позиций.

Программа «Музыкальный театр» (хореография) развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, оказывает влияние на физическое развитие ребенка.

Занятия по данной программе помогут организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получат богатый опыт совместной деятельности, общения, научатся познавать себя и окружающий мир. Синтез средств ритмики и хореографии обеспечивает устойчивый интерес и высокую эмоциональность занятий, создает необходимый двигательный режим, формируется правильная осанка, изящество и грациозность движений, развивается физическая сила и выносливость организма. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

.

Цель программы - создание условий для развития творческих способностей обучающихся в музыкально – сценической деятельности.

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальный театр» (актерское мастерство). Базовый уровень.1й год обучения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Музыкальный театр» (актерское мастерство) относится к художественной направленности и рассчитана на детей 7-10 лет .

Цель программы - создание условий для развития творческих способностей обучающихся в музыкально – сценической деятельности.

Предлагаемая программа ориентирована на всестороннее развитие

личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные театрализованные занятия позволяют формировать партнерские отношения детей.

Спецификой программы является:

•комплексный характер;

•взаимосвязь театральной деятельности с хореографией, вокалом;

•практическая направленность;

• социальное партнерство с родителями.

Основным отличием от аналогичных образовательных программ

дополнительного образования детей является то, что в рамках

образовательной программы реализуется творческий проект : в

течение учебного года каждая творческая группа готовит

премьеру спектакля, зрителями которой становятся мамы и папы, дедушки и бабушки, сестрёнки и братишки, друзья и подруги, сверстники и учителя, а также воспитанники детских садов города.

Это является хорошим стимулом для ответственной, плодотворной работы каждого над своей ролью и над спектаклем в целом.

Программа детского театрального коллектива успешно решает задачи

воспитания нравственной личности, ориентирующейся на высокие

общечеловеческие ценности – культуру, духовность, творчество. Общение с художественной литературой помогает постичь красоту, силу, ясность и точность родного языка, развивает творческую фантазию, воспитывает эмоции добра, учит благородству и чувству чести.

Программа рассчитана на 72 часа. 2 занятия по 1 часу в неделю.

 

Аннотация общеобразовательной  дополнительной общеразвивающей программы  творческого объединения «Неваляшки».

Ознакомительный уровень, 1й год обучения.

 Творческое объединение « Неваляшки»  относится к художественной направленности. Программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 72 учебных часа (2 раз в неделю по 2 часа).продолжительность 1 занятия-30 минут. 

Цель программы:

- активизировать восприятие учащимися музыки через движение и помочь развить их музыкальные и танцевальные способности.

Программа формирует  умение слушать музыку, развивает  пластику, культуру движения и их выразительность, правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Компетенции, сформированные в первый год обучения по программе «Неваляшки» будут развиты и усовершенствованы. Программа  позволяет воспитанникам получить знания и практические навыки по основам хореографии, музыке, танцу, сценическому движению. Направлена на формирование у детей актёрских, танцевальных и вокальных навыков. Изучение этих видов искусства помогает развить личностный потенциал учащихся: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явление жизни с разных позиций. Занятия  помогут организовать свободное время детей. Вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, обучающиеся получат богатый опыт совместной деятельности, общения, научатся познавать себя и окружающий мир,. А самое главное получат эстетическое наслаждение. Синтез средств художественной гимнастики, хореографии, сюжетно – бытового и народного танца обеспечивает устойчивый интерес и высокую эмоциональность занятий, создает необходимый двигательный режим, формируется правильная осанка, изящество и грациозность движений, развивается физическая сила и выносливость организма. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы по изобразительному искусству «Цвета радуги». Базовый уровень.1й год обучения.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа по изобразительному искусству «Цвета радуги». Базовый уровень. 1й год обучения представляет художественную направленность и рассчитана на детей 5-7 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа призвана сформировать представление об изобразительных материалах и техниках работы, развить навыки изображения и использования художественных средств, расширять возможности реализации способностей в творческой деятельности

Цель программы – через активную живописно-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к изобразительному искусству, развить индивидуальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала для самореализации и адаптации личности в социокультурной среде.

Ожидаемый результат: способность к творческому самовыражению, самоопределению, сформированность художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру

Программа  призвана удовлетворить необходимость создания пространства погружения в изобразительную деятельность, предоставляющего обучающимся возможность искать пути самовыражения и самопознания, реализовывать свои собственные замыслы, осуществлять самостоятельную обучающую, развивающую и творческую деятельность. Обучение по программе способствует овладению специальными навыками в изобразительных видах деятельности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, воспитанию через приобщение к культурным ценностям, формированию целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

 

Аннотация  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по изобразительному искусству «Цвета радуги». Базовый уровень. 2й год обучения.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа по изобразительному искусству «Цвета радуги». Базовый уровень. 2й год обучения представляет художественную направленность и рассчитана на детей 7-12 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа призвана развить  представление об изобразительных материалах и техниках работы,  навыки изображения и использования художественных средств, расширять возможности реализации способностей в творческой деятельности

Цель программы – через активную живописно-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к изобразительному искусству, развить индивидуальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала для самореализации и адаптации личности в социокультурной среде.

Ожидаемый результат: способность к творческому самовыражению, самоопределению, сформированность художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру

Программа  призвана удовлетворить необходимость создания пространства погружения в изобразительную деятельность, предоставляющего обучающимся возможность искать пути самовыражения и самопознания, реализовывать свои собственные замыслы, осуществлять самостоятельную обучающую, развивающую и творческую деятельность. Обучение по программе способствует овладению специальными навыками в изобразительных видах деятельности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, воспитанию через приобщение к культурным ценностям, формированию целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дизайн»  базовый уровень.1йгод обучения

Особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Дизайн» является то, что в ней объединено  изучение нескольких современных направлений основ дизайнерского искусства, техник исполнения, видов прикладного искусства, а также изучение традиционных народных промыслов. Такой «симбиоз» предоставляет учащимся возможность расширить свой кругозор, освоить различные материалы, приёмы и техники, позволит определиться в выборе «своего» стиля выполнения работы, даёт широкие возможности для самостоятельного творчества.

Цель программы: развитие личности, способной к созданию собственного художественного продукта на основе творческого замысла, личного созидательного, продуктивного творчества.

Ожидаемый результат готовность подростка к созданию собственного художественного продукта на основе творческого замысла.

В созидательной деятельности с разными материалами постигается смысл функциональности создаваемых предметов (утилитарно-бытовой, эстетической, символической, ритуальной и т.д.). И здесь таятся неограниченные возможности для воображения, придумывания, изобретательства, творчества подростков. 

На практических занятиях они знакомятся с материалами и оборудованием осваивают различные техники лепки и материалы для них, технологии при работе с бумагой, росписи по стеклу, технологией и   принципами изготовления изделий из кожи, теста. У ребёнка будет возможность поработать в технике «Декупаж», «Коллаж», «Папье-маше», очень востребованной в наши дни.  Работа с разными материалами рождает в ребёнке исследовательский интерес. Так, в игре и творчестве подросток постигает художественное материаловедение, открывает для себя особые возможности художественной выразительности разнообразных материалов. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю.

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы по изобразительному искусству «Аквамарин». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа по изобразительному искусству «Аквамарин». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения представляет художественную направленность и рассчитана на детей 5-7 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Программа призвана развить  представление об изобразительных материалах и техниках работы,  навыки изображения и использования художественных средств, расширить возможности реализации способностей в творческой деятельности

Цель программы – - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Ожидаемый результат: способность к творческому самовыражению, самоопределению, сформированность художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.

Программа  призвана удовлетворить необходимость создания пространства погружения в изобразительную деятельность, предоставляющего обучающимся возможность искать пути самовыражения и самопознания, реализовывать свои собственные замыслы, осуществлять самостоятельную обучающую, развивающую и творческую деятельность. Обучение по программе способствует овладению специальными навыками в изобразительных видах деятельности, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, воспитанию через приобщение к культурным ценностям, формированию целостного социально-ориентированного взгляда на мир. Ведущей функцией ознакомительного курса является самоопределение поступивших в Студию изобразительного искусства детей в выборе рода занятий.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе по изобразительному искусству «Аквамарин-2». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа по изобразительному искусству «Аквамарин-1». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения представляет художественную направленность и рассчитана на детей 7-13 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного занятия -45 минут. Программа призвана развить  представление об изобразительных материалах и техниках работы,  навыки изображения и использования художественных средств, расширить возможности реализации способностей в творческой деятельности.

 

Цель программы - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в творческом объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

      Большое внимание уделяется различным техникам работы с гуашью: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, набрызг, оттиск смятой бумагой,

рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью, рисование различными кисточками. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе по изобразительному искусству «Аквамарин-3». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа по изобразительному искусству «Аквамарин-3». Ознакомительный  уровень. 1й год обучения представляет художественную направленность и рассчитана на воспитанников 13-18 лет.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного занятия -45 минут. Программа призвана развить  представление об изобразительных материалах и техниках работы,  навыки изображения и использования художественных средств, расширить возможности реализации способностей в творческой деятельности. Это программа для тех, кто начал заниматься художественным творчеством в старшем подростковом возрасте.

  Цель программы - приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в творческом объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

      Большое внимание уделяется различным техникам работы с гуашью: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, печатание листьями, рисование свечой, набрызг, оттиск смятой бумагой,

рисование штампом, воском, тычок жесткой полусухой кистью, рисование различными кисточками. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

 

 

2. Аннотации дополнительных общеразвивающих  программ социально-педагогической направленности .

Программы ориентированы на социальную адаптацию, удовлетворение образовательных потребностей в интеллектуальном и нравственном совершенствовании, на формирование и развитие творческих способностей детей в ходе их социализации, укрепление здоровья и организацию свободного времени

 

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы  творческого объединения

 «ABC-club». Базовый курс. 1й год обучения.

 

Настоящая программа дополнительного образования  предназначена для детей 7-12 лет.

 Цель программы:

● овладение учащимися способностью осуществлять общение с носителями английского языка в ситуациях повседневного общения, читать несложные тексты о стране изучаемого языка, их культуре и быте и излагать содержание прочитанного без помощи словаря.

Задачи программы:

● расширить коммуникативные умения учащихся в устной (говорение и понимание на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения,

● стимулировать интерес учащихся к изучению предмета,

● способствовать всестороннему развитию личности,

● постоянно формировать у детей потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком,

● максимально использовать способности детей в овладении языком.

Ожидаемый результат: сформированность интереса и желание продолжить изучение английского языка. На начальном этапе обучения детей иностранному языку закладываются основы для формирования умений и навыков, обеспечивающих успешную речевую деятельность в будущем, способность к коммуникативному взаимодействию на английском языке в учебной ситуации.   Программа ориентирована на детей 7-12 лет. Рассчитана на 72 часа- 1 раз в неделю по 2 часа.

 

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  творческого объединения

«NOVO-English». Базовый курс . 1й год обучения.

 Новизна программы состоит в использовании коммуникативного метода обучения, здоровьесберегающих, игровых, информационных технологий, дифференцированного обучения.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она обеспечивает не столько повторение и восполнение пробелов в базовой подготовке детей, сколько способствует ее расширению и углублению путем привлечения новых аутентичных материалов, отвечающих возрастным особенностям и интересам обучающихся; введение культурологического, страноведческого компонента; использование современных разговорных форм, клише, что в свою очередь делает программу педагогически целесообразной.

Цели программы: создание условий для развития личности посредством овладения английским языком

Данный курс продвигает ценности семьи и дружбы: сотрудничество, способность делиться, помогать друг другу и ценить помощь других; способствует расширению компетенций учащихся в области иноязычной коммуникации.

Программа включает в себя фонетический курс, практику устной речи, грамматику, аудирование, письмо и домашнее чтение. За основу программы взята технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, построенного на личностно-ориентированном подходе. Обучение ведется с помощью учебников, разработанных носителями языка (Издательство «Oxford University press»).

Ожидаемый результат: способность к коммуникативному взаимодействию на английском языке в учебной ситуации.  В результате изучения иностранного языка дети приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). Программа ориентирована на подростков 11-13 лет. Рассчитана на 72 часа- 1 раз в неделю по 2 часа.

 

Аннотация общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы

«Юный журналист». Базовый уровень. 2й год обучения.

 

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный журналист»  относится к программам социально-педагогической направленности.

Цель программы: создание благоприятных условий для личностного самоопределения и самореализации детей и подростков через включение в редакционно-издательскую деятельность на основе интеграции содержания различных образовательных областей и внедрения инновационных технологий

Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Освоение содержания данной программы открывает перед ребенком неограниченное поле деятельности и дает возможности:

-     познакомиться с новой интересной деятельностью, новыми знаниями, особым типом словесного творчества;

-     научиться грамотно излагать информацию, развить устную и письменную речь;

-     определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;

-     научиться передавать в журналистских материалах авторское отношение к героям и событиям, оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;

      - в процессе подготовки и выпуска газеты «StartUp» приобрести своеобразный опыт журналистской деятельности.

Особенностью программы второго года обучения является то, что по ней обучаются как школьники, освоившие программу  «Юный журналист» 1 год обучения, так и подростки, желающие и  имеющие способности и репортерские качества (определяется через собеседование, выполнение тестового творческого задания).

Актуальность программы «Юный журналист» обусловлена и особенностями нашего города. На территории Нововоронежа не очень много местных печатных изданий, а для подростков – вообще ни одного. В связи с этим программа имеет больше практическую направленность. Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании подростковой газеты «StartUp», стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи.

Недельная нагрузка составляет 4 часа в неделю: 2 занятия по 2часа (144 часа за год).

Аннотация общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы «Мастерская творчества. 

Базовый уровень, 1й год обучения.

 

   Как вид декоративно-прикладного искусства бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя,  любой человек рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой у него характер, привычки. Разными будут украшения у Царевны-Лебедь и Бабы –Бабарихи.

     Главный смысловой стержень программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном бытии. Программа строится так, чтобы дать учащимся представления о значении бисерного рукоделия в их личном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности.Процесс обучения тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. Систематическое освоение художественного наследия помогает учащимся осознать искусство как духовную летопись человечества. Поэтому сочетание практических занятий с познанием прекрасного мира народного искусства является наиболее эффективной формой воспитания эстетических начал у детей, их трудовой активности и создания условий для самостоятельного творчества.

     В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. Занимаясь с мелкими предметами (бисером, бусинами и т.п.), учащиеся развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.

 

Цель программы: научить детей делать работы из бисера, развить способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограмме

 «Английский язык для детей дошкольного возраста.»  Ознакомительный уровень. Первый год обучения.

Данная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детей 4-7 лет.

Цель программы: Формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении на английском языке. Ожидаемые результаты: В русле говорения: вести этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового межкультурного общения; Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой (например, персонажей). В русле аудирования. Воспринимать на слух и понимать: речь учителя и детей в процессе общения на уроке; - небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале; - небольшие доступные тексты в аудиозаписи с отдельными новыми словами. В русле чтения. Читать: вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; про себя и понимать тексты, содержание, как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.). Данный курс поможет учащимся получить начальные знания по английскому языку, чтобы они могли свободно и комфортно чувствовать себя во время общения, позволит углубить и расширить знания о носителях языка, повысить интерес и мотивацию к английскому языку.

Аннотация общеобразовательной  дополнительной общеразвивающей программы  творческого объединения«Ритмика и танец».

Базовый  уровень, 2й год обучения.

 Творческое объединение « Ритмика и танец»  относится к художественной направленности. Программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 36 учебных часов (1 раз в неделю по 1 часу) Занятия  помогут организовать свободное время детей и подростков, вовлекая их в прекрасный и удивительный мир танца, где кроме эстетического наслаждения, обучающиеся получат богатый опыт совместной деятельности, общения, научатся познавать себя и окружающий мир. Синтез средств художественной гимнастики, хореографии, сюжетно –бытового и народного танца обеспечивает устойчивый интерес и высокую эмоциональность занятий, создает необходимый двигательный режим, формируется правильная осанка, изящество и грациозность движений, развивается физическая сила и выносливость организма. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

 Цель программы:

- активизировать восприятие учащимися музыки через движение и помочь развить их музыкальные и танцевальные способности.

Программа формирует  умение слушать музыку, развивает  пластику, культуру движения и их выразительность, правильную постановку корпуса, рук, ног, головы. Компетенции, сформированные в первый год обучения по программе «Ритмика и танец» будут развиты и усовершенствованы.

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей) в коллективе, обеспечивает рост творческого потенциала, обогащает формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в творческой   деятельности .

Аннотация  общеобразовательной дополнительной общеразвивающей программы «Тестопластика». Базовый уровень. 1й год обучения.

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция. Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой  деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей.

Актуальность. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики дает уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятия лепкой:

  • Повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует

формированию художественно-эстетического вкуса.

Цель программы: формирование эстетического воображения и  художественного вкуса, развитие творческого потенциала обучающихся посредством декоративно- прикладной деятельности.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе  театральной студии «ФЭРИКИ».                                                                                      Базовый уровень. 1й год обучения.

Цель программы Развитие художественной одаренности ребенка.

- Обучение профессиональным навыкам актерского мастерства, искусству переживания и перевоплощения по системе К.С. Станиславского.

- Постановка спектакля.

Данная программа рассчитана на детей 7-11 лет.

Занимаясь по данной программе, воспитанники овладеют основами актёрского мастерства,  сценической речи, основами владения собственным телом, используя заложенные в нём  способности.

 Научатся движению под музыку, передавая её особенности: ритм, темп, 

     смысл, характер. В ходе занятий воспитанники театральной студии под руководством опытного педагога будут работать над следующими элементами:

  • творческий потенциал и актёрское мастерство, раскрепощённость;
  • чувство ритма, пространственная координация, эмоциональность, образное мышление, память;
  • творческая активность через индивидуальное раскрытие              способностей каждого ребёнка;
  • эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;

 

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе  «Затейники». Базовый уровень. 1й год обучения.   Программа рассчитана на детей 7-12 лет.

Актуальность данной программы заключается в том, чтобы развить способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей. Как никогда актуальна в настоящее время проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умение содержательно и интересно проводить свой досуг.

     Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных способностей младших школьников, подготовки их к активной учебно-познавательной деятельности. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, учиться общаться, творить, в процессе игры нестандартно мыслить, по-другому смотреть на жизненные ситуации. Занятия в творческом объединении “Затейники” позволяют установить теплые отношения между детьми, создают обстановку неформального дружеского общения, позволяющую легко преодолевать психологический барьер.
Цель программы: формирование социально активной, творческой и нравственно здоровой личности посредством досуговой деятельности.

     Задачи программы:

- обучение организации проведения игр и мероприятий;                                                                   - обучение навыков организации культурного досуга;                                                                   расширение кругозора  обучающихся, творческого воображения;

- формирование у детей системы нравственных общечеловеческих ценностей;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

- создание условий для социализации и адаптации личности в социо-культурной сфере современного мира.

 Программа на 144 часа  ( 2раза в неделю по 2 занятия).

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Твори добро» ( для детей инвалидов и детей с ОВЗ)

 Жизнь ребенка с особыми потребностями протекает в сложных условиях: она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих талантов и способностей и их проявления.

С целью оптимизации жизненного пространства детей с особыми потребностями, проявляющими интерес к декоративно - прикладному творчеству, рисованию, вокалу и разработана дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Твори добро».

Программа так же направлена на решение проблемы социальной адаптации ребёнка. В процессе обучения происходит социальная реабилитация детей, проявляющаяся в том, что ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах.

Актуальность программы заключается в том, что при любом развитии обществу необходимы свободные, творческие личности, которые вырастают именно в таких объединениях и студиях. Само название предполагает творческий рост ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, а соответственно профилактику асоциального поведения

Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий (образовательный процесс происходит как в домашних условиях, так и в ДДТ).
Объём материала программы рассчитан на 1 год обучения. С годовой нагрузкой 36 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.
 В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория - практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости.

 

Аннотация общеобразовательной   дополнительной коррекционно-развивающей авторской программы «Страна чудес».

Современные дети испытывают недостаток общения. В настоящее время имеет место тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи, нарушениями социализации личности в коллективе. Но даже те дети, развитие которых идет нормальными темпами, испытывают колоссальный стресс при поступлении в первый класс. Программа предназначена для детей, готовящихся пойти в школу. Она содержит в себе задания и упражнения, которые способствуют снижению нагрузки на будущего первоклассника, направлены на отработку точных движений руки, которые будут необходимы ребенку непосредственно в процессе школьного обучения, позволяет развивать у детей аналитико-синтетическое мышление, выполнять задания по аналогии, находить сходства и различия предметов и явлений, формировать целостную картину мира. Программа содержит большое количество описательных заданий, где необходимо строить предложения или небольшие рассказы, что помогает развитию памяти, внимания, мышления и воображения на достаточно высоком уровне.

Адресат программы. Дети, посещающие творческое объединение «Росток», нуждающиеся в психолого-педагогической помощи (нарушение речи, мелкой моторики, застенчивость, аутичные черты, гиперактивность, нарушение памяти и внимания). Группа состоит из 3 – 5 человек. Максимально численность детей в группе не может быть больше 10. Возраст детей от 5лет min до 7лет max, оптимальным является возраст 5-6 лет. Возможно применение элементов программы в индивидуальных занятиях с особо сложными детьми.

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Центр адаптации будущих первоклассников «Росток»». Ознакомительный уровень , срок реализации 2 года

 Программа направлена на развитие познавательных способностей детей 5-7 летнего возраста посредством игры.                                                                          Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с дошкольной ступени  на другую- начальная школа. Программа  включает в себя следующие подпрограммы: математика, развитие речи,  окружающий мир, музыка, хореография, ИЗО. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 занятия по 30 минут.                                                                                                             Ожидаемые результаты: Ребенок научится: распознавать первый звук в словах; внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события; отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку; выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге. Подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования

 

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы «Центр ранне-эстетического воспитания «Почемучки»». Ознакомительный уровень. Срок реализации -2 года.

Программа направлена на создание условий для повышения познавательной активности ребенка, способствующей успешному познанию окружающего мира, развитию личности в соответствии с возрастом. Взросление, социализация-это серьезный и ответственный этап, как для ребенка, так и для его родителей. От того, как ребенок подготовлен  к знакомству с окружающим его миром, как подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации к жизни. Программа «Почемучки» является программой ранне-эстетического развития для детей, как посещающих детское образовательное учреждение, так и неорганизованных детей, с разным уровнем подготовки.

Отличительной особенностью программы является разностороннее развитие ребенка 3-5 лет в свободной игровой форме. Ребенок постепенно учится взаимодействию с педагогом в учебном процессе, учебной работе в детском коллективе. Основная идея программы – в свободной коммуникации  развивать мелкую моторику через прикладное творчество, , словарный запас с помощью пальчикового театра, эстетический вкус –благодаря рисованию, голосовой и артикуляционный аппарат через вокал. Программа включает в себя следующие блоки: развитие речи (пальчиковый театр), вокал, тестопластика и  рисование.

В основу программы положен проблемно-поисковый метод обучения, который помогает ребенку стать активным участником и равноправным партнером в процессе обучения.

Ожидаемым практическим результатом программы предполагается рассматривать  сформированность достаточного уровня познавательной активности, способствующей успешному познанию окружающего мира.    

Программа рассчитана на детей 3-5 лет. Рассчитана на 2 года.  2раза в неделю по 2 занятия по 30 минут.

 

 

 Аннотация дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Вкусные истории». 1 год обучения, базовый уровень.

 

Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. Умение хорошо, т.е. правильно, вкусно и быстро, готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни.

          Программа «Вкусные истории» включает материал, который вызывает познавательный интерес учащихся к традициям здорового питания, технологиям обработки продуктов, грамотному приготовлению блюд.

         Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.                                                                                  

         На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты.                                                                                                                                   Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора, облегчающий их дальнейшую социализацию и в том числе профессинальное самоопределение. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.                                                                                                                                  Актуальность программы «Вкусные истории» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.  

Программа рассчитана на подростков 8-15 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.                                                  

 

 

 

3. Характеристика дополнительных общеразвивающих  программ технической направленности.

Общеразвивающие  дополнительные программы  технической направленности ориентированы на развитие конструкторских, изобретательских, рационализаторских компетенций,  крайне необходимых в современном информационном обществе.

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческого  объединения «Авиамоделирование»                                         (базовый уровень, первый год обучения)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Авиамоделирование» относится к технической направленности и

предназначена для детей  как младшего и среднего, так и старшего

школьного возраста (7-17 лет), срок реализации - 1год. Группы возможны разновозрастные, тк  каждый независимо от возраста, должен получить минимум информации, необходимой для  конструирования самолетов. А вот дальнейшее продвижение осуществляется уже по индивидуальной траектории.

Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в авиамоделизме

 Актуальность. Авиамоделирование – это постоянный поиск, который требует знаний таких наук, как физика, химия, технология, материаловедение. Чтобы построить модель, тем более летающую, необходимы определенные знания и умения в области черчения и чтения специальных чертежей, обработки различных видов древесины, металлов, синтетических материалов и многое другое.

В ходе обучения дети учатся не только создавать простейшие

авиационные модели, но и запускать их. Занятия проходят два раза в неделю по 2 академических часа (астрономических 1ч.30 мин.).

Программа ориентирована на реализацию интересов подростков в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры, создание условий для практической реализации знаний по информатике, математике, физике. Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности, на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать новые знания, учитывая психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей.

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческого  объединения «Авиамоделирование»                           (базовый уровень, 2й год обучения)

Программа «Авиамоделирование» по содержанию соответствует технической направленности.   Рассчитана на второй год обучения.

 Возраст детей, принимаемых в творческое объединение : от 7 до 17  лет.

Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через моделирование и конструирование научно-технических объектов в авиамоделизме.

 Актуальность программы. Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных авиамоделей и подготовку авиамоделистов-спортсменов. Концепция программы предполагает возможность свободного выбора обучающимися уровня сложности изготавливаемой модели. При этом в отличие от существующих программ, нет деления классов моделей на «начальный» и «продвинутый» уровень, обучающиеся могут совершенствоваться в выбранном ими классе моделей и достигать в нем спортивных результатов.

Для достижения цели подготовки моделистов-спортсменов в программе увеличено время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.

Воспитательный потенциал программы дополняется введением в содержание специальных тем, посвященных истории развития авиации. На учебных занятиях обучающиеся знакомятся с историей развития не только техники, но и с её создателями, а значит — с историей Родины и всего человечества.

Кроме того, важной особенностью программы является обучение применению современных технологий постройки авиамодели методом формовки некоторых частей модели из композитных материалов. Это создает условия для получения воспитанниками представлений о материалах и технологиях применяемых в современном авиастроении. Овладение инновационными технологиями позволяет обучающимся значительно сократить сроки изготовления модели, увеличить прочность и долговечной, повысить летные характеристики. Современная культура изготовления моделей, к которой приобщаются воспитанники, позволяет создать базу для успехов в авиамодельном спорте.

 

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе «LEGO-конструирование». Базовый уровень. 1й год обучения.

Дополнительная общеобразовательная  общеобразовательная программа «LEGO-конструирование» относится к технической направленности.

Курс LEGO-конструирования является пропедевтическим для подготовки к дальнейшему изучению LEGO-

конструирования с применением компьютерных технологий и робототехники

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической

деятельности взрослых. Правильное руководство детской деятельностью педагогом дополнительного образования оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей детей.Программа «LEGO-конструирование» предлагает

использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения детей 7-10 лет основам конструирования и моделирования первых механизмов и простых роботов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 академических часа

(академический час - 45 минут). Программа рассчитана на 1 год обучения, на 72 часа.

Применение конструкторов LEGO в дополнительном образовании,

позволяет существенно повысить мотивацию обучающихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Главная идея программы заключается в том, что навыки, умения и

компетенции моделирования и конструирования, приобретенные в 7-10 лет, служат средством приобщения детей к техническому творчеству, способствуют продуктивной ранней профориентации и могут стать первыми шагами на длинном пути предпрофессиональной подготовки ребенка.

 

Аннотация к дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программе «Робототехника». Базовый уровень. 1й год обучения.

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Робототехника» базовый уровень. 1й год обучения относится к технической направленности, предметом изучения которой является конструирование и программирование роботов посредством конструктора  «Mindstorms education EV3».

Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

 Данная программа предназначена для детей в возрасте 10-13 лет и дает основы робототехнических знаний, без которых невозможно движение вперед по образовательной траектории в  сторону усложнения.Срок реализации программы – 1 год. Форма занятий – групповая.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час – 45 мин.) с перерывами на отдых и физкультминутками.

Так как роботов можно программировать не только через блок

управления, но и при помощи компьютера, часть времени отведена на

изучение основ программирования роботов на ПК. Конструктор Лего «Mindstorms Education EV3» помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению познавательного уровня, идёт в дополнении и освоении знаний, полученных на уроках в школе, повышает их мотивации к учёбе, увлекает интересными проектами. Неотъемлемой частью программы является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят модели различной сложности.

 

Аннотация дополнительной общеобразовательной программы

«Робототехника». Базовый уровень. 2йгод обучения.

 Программа «Робототехника» относится к технической направленности, предметом изучения которой является конструирование и программирование роботов посредством конструктора «Mindstorms education EV3».

Данная программа предназначена для детей в возрасте 13-18 лет.

Срок реализации программы – 1 год. Форма занятий – групповая.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час – 45 мин.) с перерывами на отдых и физкультминутками.

Цель программы: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

 

Так как роботов можно программировать не только через блок

управления, но и при помощи компьютера, часть времени отведена на

изучение основ программирования роботов на ПК. Неотъемлемой частью программы является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое

выполнение инструкций, в результате, которого дети строят модели

различной сложности.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности:

 По окончании второго года обучения по программе учащийся должен:

 •знать основы механики, автоматики и программирования в среде MINDSTORMS NXT, EV3, TETRIX на языках NXT-G, EV3, Robolab, RobotC;

 •уметь собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу; •уметь создавать собственные проекты и при необходимости программировать роботизированные модели.

Предъявляемым результатом будет: •Осуществление сборки не менее 10 моделей роботов (5 моделей в год);

•Создание не менее двух индивидуальных конструкторских проектов; •Создание коллективного выставочного проекта;                                                                             •Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня

Аннотация к дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Компьютерная грамотность». Базовый уровень, 1 год обучения.

 Программа ориентирована на решение актуальной проблемы развития сферы образования на основе информационных технологий, удовлетворение познавательного интереса обучающихся посредством овладения основами работы с персональным компьютером, развития творческих и интеллектуальных способностей. Программа знакомит с общими сведениями об устройстве компьютеров и их возможностях, файловой система персонального компьютера. Практическая часть программы направлена на работу с графическим и текстовыми редакторами. Программа объединения отвечает вызовам информационного общества, которое диктует современному образованию имидж человека XXI века, основными качествами которого являются: ориентированность на знания и использование новых технологий, активное стремление расширить жизненный горизонт, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Актуальность программы состоит в том, что она дает возможность всем обучающимся овладеть желаемыми знаниями в области освоения ПК. В наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные системы и технологии- как средство повышения производительности и качества труда. Владение различными информационными технологиями является важнейшей составляющей современной информационной культуры. Направленность программы  – техническая. Рассчитана на детей 7-12 лет.

 Цель: формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение целенаправленно работать с информацией и использование для этого возможности компьютера.                                                 Обучение направлено на знакомство учащихся с современными информационно-коммуникационными технологиями.                                       Задачи:  -способствовать формированию начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач;                                               -начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);                                                                                                                                        -создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе по мультипликационному искусству «Волшебство».  Базовый уровень.1й год обучения.

Мультипликация -  наиболее интересный для детей младшего возраста вид творческой деятельности, с наибольшей полнотой дающий возможность развития способностей и самореализации во многих художественных видах творчества. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей воспитанника, развитию определенных способностей для адаптации в окружающем мире. Мультипликация – это своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора учащихся, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов.

Актуальность программы также обусловлена ее технической значимостью. Обучающиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда обучающихся. В процессе создания мультипликационного фильма у обучающихся развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Огромную воспитательную роль имеет мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности учащегося.

Программа рассчитана на детей 7-12 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе по мультипликационному искусству «Трехмерная анимация».  Базовый уровень.1й год обучения.

 

Мультипликация - это универсальный и интернациональный язык общения детей и взрослых всего мира. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Обучение визуальному языку необходимо, так как ребенок, завтрашний взрослый не должен заглатывать поток окружающих его картин без разбора и их оценки. Мультипликация удовлетворяет потребности ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произведения искусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. Анимационное искусство ― одно из интереснейших видов искусства в мире. Мультфильмы ― одно из проявлений нашей многогранной культуры. Они играют важную роль в развитии и воспитании ребенка, становлении его личности. Современное общество, в своем развитии, не может обойтись без творческих людей, способных найти нестандартный способ решения задач в любой сфере деятельности. И мультфильмы во многом помогают воспитанию таких людей.

    Цель программы – через активную творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к анимационному искусству, развить индивидуальные   способности, помочь раскрытию творческого потенциала для самореализации и адаптации личности в социокультурной среде.

 Особенностью данной программы является её практико-ориентированный характер.  Дети проходят обучение в процессе работы над реальным продуктом – анимационным фильмом. В процессе работы обучающиеся знакомятся с основными техниками и приципами создания мультфильмов разных видов. Трудный теоретический материал преподносится в игровой форме, что облегчает его понимание младшими школьниками и дает возможность заниматься с первоклассниками. Рассматриваемая тема мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Огромное значение имеет воспитательная роль мультипликации. Сказка для ребенка - энциклопедия жизни, она учит ребенка тому, что доброе начало восторжествует, а зло будет наказано. А возможность самому воплотить сказку наяву, буквально сделать ее своими руками – это и очень важный жизненный опыт, и повышение самооценки, и гармонизация всей личности ребенка. Программа технической направленности, рассчитанная  на обучающихся 7-16 лет.

 

4. Характеристика дополнительных общеразвивающих программ естественно-научной  направленности.

Общеразвивающие  дополнительные программы  естественно-научной направленности ориентированы на развитие исследовательских, изобретательских и аналитических компетенций,  крайне необходимых в современном информационном обществе.

 Аннотация к дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Химия для любознательных». Базовый уровень, 1 год обучения.

  Программа направлена на создание условий, способствующих развитию устойчивого интереса к познанию природы, вовлечению учащихся  в системную практическую и проектно-исследовательскую  и природоохранную деятельность, формирование экологической культуры.

Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и  имеет большее значение, чем принято думать. Наш организм, каждая его клеточка – это  сложнейшая, отлаженная химическая лаборатория со своими закономерностями и  требованиями к условиям окружающей среды.

Цель программыформирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни человека через пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к предмету химия.

    Особенность данной дополнительной программы заключается в усилении прикладной и практической направленности изучения химии.   В то же время возраст обучающихся 8-9-х классов является важным для профессионального самоопределения школьников. Возможно, что проснувшийся интерес к химии может перерасти в будущую профессию. С другой стороны, представляется очень важным сохранение окружающей среды, улучшение экологии и знание правильной организации питания и пользования средствами общественного потребления, решение данных проблем раскрывается в данной дополнительной образовательной программе. Ещё одной особенностью данной программы является её краеведческая составляющая, а именно организация экскурсий для учащихся на различные промышленные предприятия и лаборатории, для получения  наглядного представления о химической стороне работы предприятий города Нововоронеж и Воронежской области. Программа рассчитана на подростков 14-18 лет.

Аннотация к дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Озадаченная химия». Базовый уровень, 1 год обучения.

Программа рассчитана на обучающихся от 14 до 18 лет, срок реализации-1 год. Автор – составитель Зобкова С.В. , педагог ДО. Программа направлена на формирование экологической культуры личности, выявление профессиональных намерений и утверждения в выборе дальнейшего образования. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем. В процессе занятий по программе обучающиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. Содержание программы знакомит учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов (физика, биология, экология, социальные науки, история). Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

 

 

5. Характеристика дополнительных общеразвивающих  программ туристско-краеведческой направленности.

Программы по краеведению проектируются с учётом социокультурного потенциала города, ориентированы на развитие творческих способностей в исследовательской и экскурсионной деятельности, выявление и поддержку талантливых детей, на привлечение детей к участию в социально-значимых акциях.

      Аннотация к дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные туристы» 1год обучения.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Юные туристы» имеет туристско-краеведческую направленность.

     Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательны для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Туристско-краеведческая деятельность, как одно из направлений дополнительного образования, выступает комплексным средством всестороннего развития личности, ее эффективной самореализации в обществе. Развитие туристско-краеведческой деятельности в системе образования исторически обусловлено социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, запросами семьи и самого ребенка. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой самодеятельности – спортивной, научной, художественной, технической, социальной и др.                                                 Особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, по и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу. В прохождении многих тем программы используется игровая, соревновательная форма.

   Цели программы: сохранение  и укрепление здоровья, улучшение физической подготовки, пропаганда здорового образа жизни через туристско-краеведческую деятельность.

Занятия проходят в осенний и весенний период  по 6 часов в день по выходным дням  (как походы выходного дня)

            В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

  • Ориентироваться на местности при помощи карты и компаса.
  • Выполнять общие обязанности участника похода.
  • Собрать рюкзак с личным снаряжением в поход.
  • Разбить лагерь в походе.
  • Разжечь костер.
  • Подобрать питание для похода.
  • Передвигаться по карте с отмеченным на ней маршрутом движения.
  • Ориентироваться по горизонту и местным приметам.
  • Собрать аптечку в поход.

 

 

6. Характеристика дополнительных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной направленности.

Программы ориентированы на удовлетворение образовательных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, организации свободного времени, выявление и поддержку талантливых детей.

Славяно-горицкая борьба. Военно-патриотический клуб  «Ратибор» для детей 7-18 лет.  Автор - составитель: Несветаев А.Н., педагог ДО. Программа направлена на формирование установок здорового образа жизни на основе воспитания положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, воспитание уважения к традициям русского народа.

На занятиях ребята изучают основы славяно-горицкой борьбы, занимаются тренировками по физической подготовке.

Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белая ладья»

  Цель программы: создание условий для свободного развития личности ребёнка и её адаптации в обществе через обучение игре в шахматы, совершенствование интеллектуальных качеств и черт характера воспитанников, формирование здорового образа жизни будущих граждан через приобщение их к шахматной культуре. Программа предусматривает знакомство с историей шахмат, с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. Обучение правилам игры; теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения; развитие логического мышления, памяти, внимание, усидчивости и других положительных качества личности.. Учащиеся будут знать: простейшие тактические удары; некоторые гамбиты и открытые дебюты; получат первичные знания по правилам игры по кодексу ФИДЕ, основам тактики и стратегии, пешечным окончаниям; имена  чемпионов мира среди взрослых. Научатся записывать шахматную партию до 20-го хода; решать задачи на мат в 2 хода, видеть тактические удары; выполнять норму IV разряда.. Возрастная категория обучающихся 6-16 лет. Работа по данной программе организована среди детей и подростков, посещающих клубы по месту жительства «Спутник» и  «Мечта»