• +7 (47364) 2-06-10
Нововоронеж, Комсомольская ул, 1а

Методические материалы

c875a6033538c22d64afe9c61d6b.jpg

Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей

Творчество – сложный психологический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.

Развитие творческого процесса обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.

Творческая деятельность развивает эстетические чувства детей, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Психологической основой творческой деятельности является воображение. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.

Любые творческие достижения детей не должны оставаться без внимания, поэтому интересные работы оформляются в виде выставки. Экспозиции творческих работ представляются как важное событие в жизни ребенка. Это позволяет детям проявлять активность, развивать воображение и оригинальность мышления.

Воображение и фантазия необходимы для занятий творческой деятельностью.  Их важно развивать, чтобы достичь больших результатов и мастерства.

Растить творческого человека надо начинать с детства.

Педагог должен помочь родителям выявить творческие способности своего ребенка, посоветовать, как их лучше развивать. Занимаясь в объединениях, дети  учатся решать различные возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку в объединении для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо  предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества и гордость за результат своего труда.

Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся у него детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход поддержать одаренных  и талантливых детей, а также детей отстающих в своем развитии или имеющих отклонения в развитии. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему – либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка,  от природы все дети  психологически разные, неповторимы как личности. Только индивидуальный подход  может способствовать развитию творческих начал  в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует  труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. Переживая духовное удовлетворение от творческого  труда, ребенок, подросток по – настоящему  ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда, подросток поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.

Педагог д/о прикладного направления сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными материалами  и инструментами. Он должен быть в курсе  новых рекомендаций  психологов, использовать технологии развивающего обучения, вести мониторинг творческого развития ребенка.

Можно завести творческие дневники группы, индивидуальные творческие дневники, по ним очень удобно проследить динамику творческого роста ребенка, увидеть его индивидуальные  образовательные траектории.

Создавая что – то своими руками, ребенок испытывает различные чувства: радуется и огорчается, сталкивается с трудностями, преодолевает их, любуется результатом своего труда – в итоге испытывает  счастье творчества. Иногда у ребенка могут опуститься руки, когда что – то не получается, здесь очень важна помощь педагога, его психологическая поддержка.

Творческая работа ребенка не имеет общечеловеческой ценности и новизны. Она часто слишком проста, еще не достигла профессионального уровня, где – то не очень аккуратна и наивна с точки зрения взрослого.  Но субъективная ценность этой детской работы огромна. Поэтому, педагог и родители должны уважать труд ребенка, бережно к нему относиться и обязательно хвалить  за вложенный труд и творческий подход к своей работе.  Новые идеи и находки необходимо отмечать и поощрять. Полученный положительный творческий результат радует ребенка, помогает его самоутверждению, ему легче общаться со сверстниками.

Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия и найти индивидуальный подход к каждому. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта педагога, его терпения, умения понять ребенка, во время его поддержать, помочь отметить его успехи. Надо бережно относиться к творческим работам детей. Просмотр и анализ детских  работ в конце занятий – очень важный  этап для творческого развития ребенка, и здесь педагогу надо индивидуально подойти к оценке вложенного труда каждого ученика. Кого – то надо похвалить, а кого – то немного и пожурить, если в этот раз он не очень постарался. Очень важно найти тактический подход, чтобы не обидеть ребенка, а вызвать в нем стремление сделать следующую работу намного лучше.

Индивидуальный подход к ребенку является одним из важнейших условий творческого развития ребенка, развития его творческих способностей. Одинаковых детей нет, даже в одной семье дети совершенно разные, поэтому и подходить к ним надо по – разному. Одни дети спокойны и уравновешенны, все за что берутся, делают серьезно, другие  - подвижны, легко возбудимы, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного действия на другое. В объединения приходят дети разного возраста, разные по характеру  и типам нервной системы, из разных семей, конечно, педагог не может подходить ко всем детям одинаково. Для детей младшего возраста занятия лучше проводить в игровой форме. Детям со слабым типом нервной системы  приходится больше уделять внимания, к каждому найти  особый подход, стараться вовремя заметить возникновения проблемы и помочь с ними справиться, подсказав пути их решения. С какими счастливыми  глазами такие дети  с гордостью несут свою работу в руках, не хотят убирать её в пакет, чтобы все могли увидеть их творение.

Без самоутверждения, самоуважения, уверенности в себе  невозможно создать  новое, невозможно творчество. Необходимо научить ребенка проводить самоанализ и самооценку своей  работы. Это поможет ему осознать и почувствовать ответственность за свои успехи и неудачи, понять, что его успехи зависят только от него самого, от его знаний, умений, стараний, аккуратности и вложенного в свою работу труда. Научившись анализировать свои ошибки, он сможет легко  переживать свои неудачи, они не станут большой трагедией, а лишь ошибкой, которую легко исправить.  А педагоги должны помочь в этом ребенку, используя  все свои знания, опыт, душевные силы и конечно, любовь, чтобы из  маленького человека выросла творческая личность и мы могли гордиться своими воспитанниками.

6e0ed8350710a6564f1c1829c5dd.jpg

4cb1fd82cca961c26a48d48abb0d.jpg

1460c8576c485133460538241bc2.jpg

Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки

Необходимо указать знания и умения, приобретенные детьми по окончании курса. Знания определяются с пунктами программы, а умение – с практическими. В программе, рассчитанной более чем на один год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.

Должно быть оговорено, какие данные будут собираться, оценки выполнения каждой задачи программы, как эти данные будут использоваться, оцениваться и анализироваться.

Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат должен предполагать:

  • развитие способностей;
  • улучшение показателей адаптации в обществе;
  • наглядное проявление – участие в выставках, концертах, конференциях, публикациях и др.

Всё это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.

Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Здесь действует собственная система оценки обученности детей по программе.

Контроль может проводиться в следующих формах:

  • собеседование;
  • зачет; зачетный лист;
  • вопросник по программе;
  • реферат; защита работы;
  • выполнение нормативов;
  • контрольное упражнение;
  • участие в конкурсах, выставках;
  • выступление на концертах, соревнованиях;
  • КВН, викторина, открытое занятие.

Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе. Кроме того, необходимо продумать варианты сертификации программы – свидетельство, диплом, удостоверение по окончании курса.

План воспитательной работы включает массовую работу с родителями, взаимодействие с другими коллективами, иметь вид таблицы, состоящей из разделов: мероприятия, задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), количество участников, сроки, ответственные, исполнители).

План методической работы включает сбор и подготовку методического, психолого-педагогического, демонстрационного, иллюстративного раздаточного материала для образовательного процесса.

Дидактический и методический фонды должны соответствовать уровню образовательного учреждения и иметь в своем арсенале:

-       разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты, сценарии и др.;

-       разработки педагога по проведению занятий: схемы, таблицы, раздаточный материал;

-       разработки информационного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы;

-       разработки по организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения;

-       творческие отчеты по программе: фотоальбомы и т.д.

Литература – необходимо иметь два списка рекомендуемой и используемой литературы: один для педагога, другой для детей, с указанием автора, названия, издательства и года издания.

Приложение – в этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты и т.д.

Таким образом, приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.

Определение типа проектируемой программы (образовательная область, предмет).

Установление цели, ради которой вводится новая программа.

Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.

Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.

Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.

Определение средств, методов и форм обучения.

Составление списка необходимой литературы.

3e98d6db7611b5725a435625f026.jpg

88f9648de47b636f9be78336536d.jpg

d4a9fac0b52f543eb8dcfc3d9d00.jpg

ee4875c1c9cc49c53b6916f20526.jpg

986ac01fac6175706b7280c1b476.jpg

e81d397eff67154e06f52d584ed4.jpg

33ba62539078af59ed51f90ba6da.jpg

017fd884154f0dc808c55d5575af.jpg

489a2f051668bae315439c7f0fce.jpg